пятница, 2 марта 2012 г.

Православные Традиции Великого Поста

"Что такое этот Великий пост? Он есть драгоценный дар нам Спасителя нашего, который Сам постился сорок дней и ночей, не ел и не пил, дар поистине драгоценный для всех ищущих спасения, как умертвитель душевных страстей. Словом и примером Своим Господь узаконил его Своим последователям. И с какою любовью, какими божественными благодатными силами служит Господь всем истинно постящимся! Он их посещает, очищает, обновляет, укрепляет в борьбе со страстями...научает всякой добродетели и возводит к совершенству..."- писал о. Иоанн Кронштадтский.

Великий пост начинается после масленичной недели и продолжается 7 недель. После щедрой и веселой масленицы наступает аскетичный Великий пост, в котором земные радости не предусматриваются.

Традиция Великого поста возникла в древней христианской Церкви и до настоящего времени сохранилась в основном в Православной Церкви.

Великий пост - это подготовка к Светлому Христову Воскресению через покаяние, углубление во внутреннюю духовную жизнь, отрешение от ее материальной стороны. Великий пост - самый продолжительный из всех многодневных постов.

Великий пост соблюдается в память сорокадневного поста Иисуса Христа, который вскоре после Своего крещения удалился в пустыню. Состоит он из сорокадневного поста (Четыредесятницы) и поста Страстной седмицы. Это и самый строгий из всех постов. Поэтому к нему надо заранее готовиться, чтобы он не показался таким тяжелым, каким его представляют те, кто собираются поститься впервые. Пост в представлении Церкви не является неизменной догмой, предусматривающей слепое подчинение правилам. В него можно входить постепенно, для постящихся впервые предусмотрены различные послабления. Каждый человек сам определяет, сколько ему требуется в сутки пищи и питья. Для верующих вообще важнее в это время соблюдение обрядовых норм (полное утреннее и вечернее молитвенное правило дома и посещение по возможности богослужений в храме), чем строгое следование постной диете.



На заре православия пост был суров, особенно для церковнослужителей: до трех часов дня они ничего не ели, а после утоляли голод хлебом и овощами. Но за долгие века иноки изобрели массу способов скрасить скудную и однообразную постную пищу. Для этого использовались различные приправы - подливы и взвары. Искусно готовилось множество блюд из грибов, в изобилии хранившихся в монастырских кладовых. Одним из традиционных монашеских блюд была на разный лад приготовленная фасоль. А сколько вкусных блюд готовилось из картофеля! Недаром монастыри до сих пор славятся своим замечательным искусством кулинарии.

Во все дни поста запрещается курить и пить алкогольные напитки. Нельзя употреблять продукты животного происхождения (мясо, рыбу, молоко и яйца, сдобный (белый) хлеб, конфеты, булочки, майонез. Разрешается только растительная пища (фрукты, овощи, сухофрукты), соления (капуста квашеная, соленые и маринованные огурцы и помидоры), сухарики, сушки, чай, грибы, орехи, хлеб черный и серый, кисели, каши на воде. А на праздники Благовещения Пресвятой Богородицы и Вербное воскресенье разрешается есть рыбу в умеренном количестве.

В Великий пост особенно важно своевременное употребление первых и вторых блюд в горячем виде. Большую роль отводится домашним заготовкам: соленьям и квашениям, маринованиям овощей и ягод, соков и варенья. Отлично пригодятся полуфабрикаты в виде замороженных продуктов: грибы, овощи и ягоды. Особое внимание во время поста уделяется всевозможной зелени, сушеной, соленой или замороженной, пряностям. Их добавляют практически в любые блюда.

В первую и последнюю неделю пост самый строгий

Завершающее масленицу воскресенье, последний день перед началом Великого поста - Неделя сыропустная, именуемая также Прощеным воскресеньем. В это день последний раз употребляют в пищу скоромные продукты, и после вечернего богослужения в храмах совершается особый умилительный обряд прощения - священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощения, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.

Первая неделя Великого поста, по православной традиции, - время особо усердной молитвы и говения. В Чистый понедельник принято полное воздержание от пищи. В пятницу первой недели можно есть только коливо (вареную пшеницу, подслащенную медом или сахаром).

В остальное время: понедельник, среда, пятница - сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты). Вторник и четверг - горячая пища без масла. Суббота, воскресенье - пища с растительным маслом.

Следуя правилам благочестия, верующие старались посвятить целиком одну из недель поста (часто первую) постоянному посещению храма, усердному говению, чтобы в конце недели (в субботний или воскресный день) исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн. Те, кто говел в первую неделю, обычно причащались в субботу, когда Церковь совершает особое празднование памяти великомученика Феодора Тирона.

Первый воскресный день Великого поста - Торжество Православия. Церковь вспоминает окончательную победу православного вероучения над ересью иконоборцев (боровшихся с почитанием святых икон) в 843 году. В храмах после Божественной литургии совершается особый чин Торжества Православия. Следующая неделя именуется второй седмицей Великого поста.

Комментариев нет:

Отправить комментарий