пятница, 9 марта 2012 г.

Великий Пост

Всех, кто читает эти строки, поздравляем с Великим Постом и желаем пройти его приятно и как подобает православным христианам - с воздержанием и усиленной молитвой, причаститься в начале и в конце поста, пройти службу елеопомазания (соборования), посетить все постовые родительские субботы, то есть позаботиться о своих усопших, души которых радуются нашему приходу в храм, нашим молитвам и дарам и печалятся, если мы о них забываем...

Прошла первая - самая трудная поклонная неделя с утренними и вечерними ежедневными службами, с чтением Канона Андрея Критского, с четырьмя литургиями. Неделя очень важная и ответственная в преодолении грехов и очищения от них. Если на утренние службы многим мешала прийти занятость на работе, то вечерние специально были перенесены на 17 часов по полудни, но увы - хотелось, чтобы в храме было тесно...

Душа скорбит, глядя на малочисленность прихожан в эти благодатные торжественные и спасительные часы постовых служб. Сразу представляешь, как много народу приходит на освещение куличей и пасхальных крашенок - и Слава Богу - и это очень важно! Даже сказать трудно убедительно и никого ни в коем случае, спаси Господи, не осуждая, как же важно для души человеческой очищение при чтении "Великого канона" преблаженного пастыря Критской церкви святого Андрея.



Из предисловия к "Великому канону. Творения святого Андрея Критского" (М.: Трифонов Печенгский Монастырь, Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с. Льялово. 2003)

"Преизряднейший таинник покаяния", каковым именем Святая Церковь достойно ублажает творца "Великого канона", преблаженного пастыря Критской церкви святого Андрея, собрав в этом каноне воедино события ветхзозаветной и новозаветной истории, от падения праотца Адама до Вознесения Христова, излагает их в духе глубокого сердечного сокрушения, с необыкновенным искусством прилагая каждое из них к состоянию души грешной. Из священной сокровищницы Писания он извлекает сильнейшие побуждения к покаянию и нравственному исправлению. По всей справедливости бессмертному творению Критского пастыря приличествует также в раной мере наименование - "Канон покаянный" или "умилительный". В нем предлагаются христианам многоразличные образцы жизни добродетельной для подражания и примеры жизни нечестивой для предостережения себя от них - равно как и спасительные уроки покаяния и деятельного восхождения к Богу. Здесь собрано все с целью пробуждения души от греховного усыпления и расположения ее к самоиспытанию, самоосуждению и раскаянию.

Перед взором грешника проходят лица, деяния и события мира ветхозаветного и новозаветного, в которых с особой силой отразились значение и сила греха, а также равно достоинство жизни праведной; его вниманию предлагается вся священная история в главнейших представителях благочестия и нечестия, обращения к Богу и нераскаянности во грехе. Помимо примеров из священной истории творец канона указывает на живой пример самого крайнего падения и востановления в лице святой подвижницы Марии Египетской, достигшей высокой степени совершенства. Покаянный, или Великий, канон, читается по частям на великом повечерии в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы Великого Поста и потом - полностью на утрени в четверг пятой седмицы.

По своему внешнему составу Великий канон святого Андрея Критского во всем, исключая обширности, сходен с другими. Впрочем, он имеет еще и ту особенность, что заключает в себе девять песней (обыкновенно богослужебный канон не имеет второй песни) и к каждому тропарю его прилагается псаломский припев: "Помилуй мя, Боже, помилуй мя" Сначала он имел только 210 тропарей, по времени признательная Церковь присоединила к его составу еще 40 в честь его составителя и в память Марии Египетской. Таким образом, заслуживая наименование "великого" произведения по своему содержанию, высоте мыслей и силе выражения, канон святого Андрея называется также Великим и по своей обширности (все другие подобные произведения заключают в себе около 30 песнопений или немногим более). Собранные в Великом каноне святого Андрея Критского и заимствованные творцами его из библейских сказаний "уроки покаяния" изъяснены в прекраснейшей книге преосвященного Виссариона, епископа Костромского (С.-Петербург, изд. Тузова, 1897).

При всем своем неизъяснимом, полном духовного умиления достоинстве, "Великий канон" святого Андрея Критского тем не менее содержит в себе весьма немало трудностей для понимания. Общая всем церковным канонам, а в частности и преимущественно "канону великому", недобопонятность (в славянском их переводе) зависит главным образом от того, что обилие мыслей выражается в них немногими словами, а с другой стороны, от дословного и притом не всегда точного, их перевода на славянский с греческого. В устранение означенного недостатка, присущего Великому канону, последний обычно печатается с паравллельным ему русским переводом. Однако во время Богослужения нет времени сличать текст с переводом, а дополнительные страницы удорожают издание, поэтому данное (обычное) издание предназначено для чтения в храме".

Осталось не забыть тем, кто не посетил службы поклонной недели, что у них есть возможность побывать в чистый четверг на пятой седмице на полном чтении всего Великого канона святого Андрея Критского.

Комментариев нет:

Отправить комментарий