воскресенье, 11 марта 2012 г.

Пища Постная и Скоромная. Отношение к ней Православного Христианина

Пост, по изъяснению святых отцов, установлен был Самим Богом ещё в раю, когда первым людям - прародителям нашим - запрещено было вкушать плоды с древа познания добра и зла (Быт. 2, 17). В ветхом завете находится много примеров поста (См. Чмсл. чл. 29; 1 Царств 7; Псал. 34, 13; Маккав. 3, 47). В новом завете Сам Спаситель, приходивший не разорить, а исполнить закон, пред вступлением в общественное служение Сам освятил пост своим сорокадневным пощением в пустыне. Кроме примера, Он и словом Своим научал посту, когда говорил ученикам Своим: внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объяденим и пианством (Мф. 6, 16 и др.)

У святых отцов и учителей Церкви находится множество наставлений и постановлений о св. посте. Св. Василий Великий прямо говорит: "За то, что мы - в лице прародителей не постились, мы изринуты из рая; так будем поститься, чтобы снова взойти в рай" (Сл. I о посте). Потому-то св. Церковь установила, наконец, по четырем временам года четыре поста, как времена для общественного пощения и покаяния: два поста в честь Господа Иисуса Христа - Великий и Рождественский, один в честь Божией Матери - Успенский, и один в честь сошествия св. Духа на Апостолов - Петров пост.

Кроме того мы имеем посты однодневные - в день Воздвижения Креста Господня и усекновения главы Иоанна Предтечи; в среду - в воспоминание предания Господа нашего Иисуса Христа на страдания, а в пятницу - самого страдания и смерти Его. Все посты безусловно обязательны для каждого христианина, как сына Церкви, за исключением больных и немощных.

Правда, к сожалению, всегда были люди, а теперь много таких людей, которые злоупотребляют постами или совсем отвергают их, не обращая внимания на то, что через это делаются непокорными сынами церкви, заповедавшей посты, наживают себе бесчиленные болезни, постоянно лечатся и умирают, не дожив своего века.

По двоякому существу нашему - телесному и духовному, и пост заповедан нам Церковью - двоякий: телесный и духовный. Прежде скажем о телесном посте.

Что такое телесный пост?

Пост телесный есть умеренное употребление пищи и пития, и притом пищи не скоромной, а постной. В Церковном Уставе ясно изображено и время употребления и качества постной пищи. Все строго рассчитано, с той целию, чтобы ослабить в нас страстные движения плоти, возбуждаемые обильным и сладким питанием тела; но так, чтобы не совсем расслабить нашу телесную природу, а напротив - сделать ее легкою, крепкою и вполне способною подчиняться движениям духа и выполнять бодренно его требования.

Пост есть необходимое средство для успеха в жизни духовной и для спасения, ибо пост, отнимая у плоти излишнюю пищу и излишнее питие, ослабляет силу чувственных влечений. Отсюда видно, что и польза поста многоразлична: а) пост скоро и ясно показывает человеку, что для его жизни нужно немногое, а здоровье его зависит не от изысканной, но от простой пищи и пития; б) пост очень скоро обнаруживает господствующие в человеке страсти и пороки, к которым он прилепился сердцем, и что плоть его больше всего любит; в) пост делает нас способным к молитве и размышлению о Боге и Божественном. "Кто постится, тот с добрым духом молится", - говорит св. Иоанн Златоуст. Вообще пост есть весьма сильное средство приготовления ко всем великим и спасительным делам. Это глубоко чувствовали все благоразумные и боголюбивые люди - всегда и везде. Все святые весьма строго постились сами и единодушно советовали поститься другим.



Как нам приучить себя к посту? для этого, прежде всего, требуется постепенность приучения. Некоторые необдуманно и поспешно берутся за подвиги поста и начинают безмерно поститься. Таковых пост не прочен, не полезен, а скорее вреден: они или расстраивают свое здоровье, или от голода делаются нетерпеливы и раздражительны, - без толку злятся на всех и на все, или же пост скоро делается для них невыносимым и они бросают его. Чтобы наше расположение к посту сделать прочным, нужно приучать себя к посту не спеша, внимательно, не разом, а постепенно - мало-помалу.

Итак, каждый обрати полное внимание на свой желудок и определи - сколько ему требуется в сутки пищи и пития; потом понемногу уменьшай количество употребляемой тобою пищи и доведи его до того, что больше уже нельзя сокращать свое питание, чтобы не подвергнуться ослаблению, изнурению, - неспособности к делу. Тут главное правило, данное Самим Господом: да не отягчают сердца ваша объядением и пианством.

Церковь расположила свои посты так, чтобы они служили для нас врачеством: после продолжительного употребления скоромной пищи дает пост, чтобы очиститься и восстановить деятельность желудка; и, сделав это, опять разрешает скоромную пищу.

Пост духовный тесно соединяется с постом телесным, наподобие того, как душа наша соединяется с телом, проникает его, оживляет и составляет одного живого человека. И потому, постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно: "Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, - разрешим всяк союз неправды", - заповедует Св. Церковь.

В посте телесном на первом плане - воздержание от обильной, вкусной и сладкой пищи; в посте духовном - воздержание от страстных греховных движений, услаждающих наши чувственные наклонности и пороки. Там оставление пищи скоромной - более питательной, и употребление пищи постной - менее питательной; здесь - оставление любимых грехов и прегрешений, и упражнение в противоположных им добродетелях.

Сущность поста выражена в следующей церковной песне: "Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, - напрасно утешаемся неядением: ибо - если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядущим".

(Из книги "Что такое жизнь и как должно жить". Статьи для религиозно-нравственного чтения). Сост. епископ Иустин. - Спб. 1901)

Комментариев нет:

Отправить комментарий