суббота, 2 июня 2012 г.

День Святой Троицы. Пятидесятница - День Рождения Церкви Христовой

"Ум молодого человека всегда всегда стремится объять необъятное, найти ответы на те вопросы, над которыми бьется человечество на протяжении всей его истории. Тайна Святой Троицы является смыслом всего учения Христианской церкви о Боге. Эта тайна всегда притягивала к себе горячие верующие умы, стремящиеся рационально объяснить природу Бесконечного Бога.
Православные Праздники
Однажды блаженный Августин, великий учитель Церкви, так же задался целью постичь эту сокровенную тайну Единого Божества, явившего Себя людям в Трех Ипостасях. Озадаченный этой мыслью, гуляя ранним утром по берегу моря, он встретил мальчика, который пригоршнями черпал воду из моря и носил ее в небольшую ямку, вырытую на берегу в песке. Засмотрелся блаженный Августин, а затем в недоумении спросил ребенка: "Что это значит?". Мальчик, улыбнувшись, ответил: "Хочу море перенести в ямку". Блаженный говорит: "Мальчик, ведь это невозможно". "Хорошо, - отвечает тот, - но скорее это мне удастся сделать, чем тебе постигнуть до конца тайну Святой Троицы".  Этот рассказ, который  многим покажется наивным, отображает то наивно-чистое стремление, которое охватывает сердце человека, только лишь начавшего свой путь к Богу.

Дай Бог вам всем никогда не замедлять шаг в этом стремлении, но приближаться к Творцу не столько разумом, сколько сердцем, исполненным чистой любви. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем (1 Ин.4, 12, 16)

Из обращения Митрополита Киевского и всея Украины Владимира к читателям журнала "Отрок. UA" № 4/2004

Статья Архимандрита Рафаила (Карелина) "День рождения Церкви" нам кажется  весьма поучительной и интересной не только отрокам, но и всем поколениям верующих, стремящихся к православному просвещению и далее приводим ее без сокращений из источника, названного выше.



День рождения Церкви

День Пятидесятницы - это начало новой духовной эры истории Церкви, человечества и Космоса. Вознесение Христа соединило землю с небом, а Пятидесятница низвела небо на землю, уничтожила противоположение между временным и вечным, между материей и духом. В излияниях Божественного света и Божественных энергий Духа Святого перед человеком открылась новая жизнь как возможность преодоления своей тварной ограниченности через приобщение к абсолютному бытию.
Троица - самый светлый праздник
Для Платона человеческое тело - "темница", для Сакья-Муни (имя Будды) -"сгусток костей, крови и слизи", а для христианина - дивный инструмент души, форма неразрушимой индивидуальности человека, золотая оправа, в которую вложен, как драгоценный камень, бессмертный дух. В таинственном дне Пятидесятницы Божественная благость воссоздала из распадающейся в противоречиях диады души и тела единство человеческой личности.

По учению Максима Исповедника, человек - это ипостась, звено между духовными и материальными мирами, поэтому освящение человека (микромира) является залогом и началом освящения Вселенной (макромира).

В день Пятидесятницы Дух Святой основал Новозаветную Церковь и соединил ее с Небесной Церковью. Христиане стали членами духовной семьи, Отец которой Бог, а старшие братья - ангелы.

Пятидесятница явилась вечным водоразделом между христианской Церковью, Церковью благодатной, полной Божественных сил и энергии, и другими религиями мира, где тени и осколки истины, но нет Христа и Духа, Света и Жизни; Пятидесятница положила глубокую пропасть между мистикой Православной Церкви и языческими культами; Пятидесятница явилась непроходимой границей между божественным откровением, хранимым в живом организме Церкви, и плоским рационализмом религиозных богостроителей.

В день Пятидесятницы апостолы и ученики Иисуса Христа собрались на молитву в доме, находящемся в Иерусалиме на Сионской горе. Во время молитвы Дух Святой сошел на апостолов и учеников Христа в виде  разделяющихся языков пламени. В день Пятидесятницы, в излиянии небесного света, в шумных порывах бури, в сиянии и блеске дивных огней родилась Новозаветная Церковь. После Сошествия Духа Святого Сионская горница стала первым христианским храмом, а община учеников Христа - Вселенской Церковью. Всего 120 человек было первоначально в Церкви, но она являлась Вселенской по Божественной идее и предназначению, по неисчерпаемому духовному потенциалу, который получила она в день Пятидесятницы. Не количество членов, не внешние атрибуты, а присутствие Духа Святого и верность истине делают Церковь Вселенской. В вечном, онтологическом плане (есть и другие планы) Церковь объемлет творения Божьи в единстве их веры и любви. Поэтому Церковь, как мистическое тело Христа Спасителя, как излияние Духа Святого, как носительница вечных истин, неизменна и тождественна себе самой, хотя ее "внешний двор" по историческим причинам может увеличиваться и уменьшаться.

Дух Святой сошел на апостолов в чувственных и зримых образах потому, что день Пятидесятницы был началом преображения всего видимого мира Космоса. Сошествие Духа Святого должно было стать не только переживанием апостолов - фактом их внутренней жизни, но открыться миру в виде величественной Феофании (Богоявления).

В Мцхетском Кафедральном соборе Светицховели есть изображение солнца с двенадцатью лучами: символ Христа - духовного Солнца и апостолов - лучей, просветивших мир.

В Новозаветной книге "Деяния апостолов" списана жизнь первенствующей христианской Церкви, жизнь, полная сверхъестественных явлений Божественных сил, чудес, исцелений и пророческих вдохновений. Но самым великим чудом была духовная любовь, которая царила в христианских общинах, где каждый ощущал постоянную заботу всей церкви, где исчезали мирские различия и преграды, где не было чужих, где все были близкими и родными друг другу, где каждый согревал другого теплом своего сердца.

Религиозные и философские учения древнего и нового времени тоже говорят о любви. Но как отличается эта любовь от евангельской!

Особенно чужда и непонятна для мира заповедь о любви к врагам; она кажется разрушением всех общественных и этических устоев. "Если я буду любить врагов, то что останется друзьям?!" - сказал Конфуций. Китайский моралист не понял, что любя врагов, человек побеждает свою гордыню, очищает сердце от самости и зла, и поэтому его любовь к друзьям становится еще крепче и светлее; и Конфуций не ведал, что духовная любовь, имеющая своим источником Бога, неисчерпаема и неразделима. О любви говорил Будда, но в контексте его учения буддийская любовь - это пассивное и холодное доброжелательство. Любовь как чувство для буддиста - оковы души, привязывающие ее, как и ненависть, к крутящемуся колесу космического бытия. Высшим состоянием для буддиста является бесстрастие и безучастие ко всему. О любви говорят Веды; но это любовь к своей касте. Любви и милосердию учит синтоизм, у самураев был особый рыцарский кодекс - защита бедных, беспомощных, старых и больных. Но по преданию синтоизма, боги создали японцев, а остальное человечество сотворили низшие духи. Поэтому любовь к своему народу у самураев основана на чувстве национального превозношения. О любви и дружбе писали античные философы, но эта любовь ограничивалась или узким кругом друзей, или пределами полиса и государства. Раб в античном мире был только вещью своего господина. Даже стоик и моралист Сенека, которого считают наиболее близким к христианству, писал: "Сострадательны старые женщины, а мудрец - никогда". Современные вишнуитские и шиваитские  проповедники говорят о некой универсальной любви. НО, во-первых, их книги, доступные для нас, - это продукт, специально выпущенный для европейцев, это расчет на психологию человека из христианского региона, где даже среди неверующих и индифферентных к религии действует  инерция христианской морали и культуры. У себя на родине  они говорят иное. Ведизм, разделив народы на касты, также создал элитарные ступени среди своих приверженцев и адептов. Он похож на многоэтажное здание, где живущие на нижнем этаже не знают, что творится на верхнем. И если на нижних этажах индуистского храма поются гимны любви, то на верхних этажах говорят о том, что добро и зло, бытие и небытие - это две стороны одной и той же монеты

Великим чудом и необъяснимым феноменом истории была сама апостольская проповедь. Если бы Христос выбрал себе в ученики мудрецов и философов, интеллектуалов эллинистического и иудейского мира, то можно было бы предположить, что они своей личной гениальностью, блестящим красноречием и философской оснащенностью распространили и утвердили христианство среди народов мира. Но это были простые рыбаки, земледельцы и ремесленники, ничем не выделяющиеся из своей среды. Не их проповеднические дарования, а Божественная сила властно влекла сердца людей к учению Христа. Против христианской Церкви стояла боевым станом Римская империя. Ее блестящие интеллектуальные силы, языческие религии и оккультные системы с их захватывающими мистериями; мощный и гибкий административный аппарат, несокрушимые римские легионы - весь языческий  мир объединил свои силы в борьбе с Церковью, обрушился на нее всей своей тяжестью, зажег пламя гонений на христиан на трех континентах, напоил землю империи, как дождем, мученической кровью - и пал смертельно раненный в этой битве. Церковь одержала духовную победу и вышла из кровавых гонений еще более светлой, еще более сияющей своей духовной красотой.

Апостолы, укрепленные Духом Святым, донесли Евангелие, Благую весть, до "пределов земли" - самых отдаленных стран и областей античного мира. Они основали христианские общины, рукополагали пресвитеров и епископов, следили с материнской заботой и отцовской строгостью за жизнью новоутвержденных Церквей, как будто носили их в своем сердце.

Апостольская проповедь пронеслась,как на крыльях, над раскаленными песками Сахары, над снегами Скифии, достигла на Западе угрюмых скал Альбиона, а на Востоке - плоскогорий Аравии и островов Индийского океана. Апостолы свидетельствовали об истине своего благовестия явлениями силы Божией и дивной любовью, а завершили подвиг жизни мученичеством - свидетельством, написанным кровью.

Праздничное богослужение в день Пятидесятницы открывается пением молитвы Духу Святому: "Царю Небесный, Утешителю..." Бог наш Владыка и Вседержитель. Он Царь светозарных и светоносных ангелов, а когда воцаряется в человеческой душе, то делает ее небом.

Христианин называет себя "рабом Божиим." Некоторых людей шокируют эти слова, они считают их досадным архаизмом, чем-то противоположным понятиям "свобода и человеческое достоинство". Сделаю небольшое отступление, приведу пример из жизни Сократа. В день рождения Сократа ученики пришли поздравить своего учителя и принесли подарки, каждый что мог. Один юноша, последним подойдя к Сократу, сказал: "Я беден, но дарю единственное, что имею, - себя самого в полное распоряжение". Сократ ответил: "Твой дар самый драгоценный из всех, которые я получил. Я принимаю его, но только для того, чтобы, обучив тебя, затем вернуть тебя же самому, но в лучшем виде".

В рабстве Божием человек получил свободу от страстей и грехов - самого постыдного рабства, самой жестокой тирании. Он получает нравственные силы поступать по голосу своей совести.

Мы - рабы Божие, но Бог не рабовладелец. Он приходит в сердце наше как Освободитель, как жизнь и свет.

Антирелигиозные агитаторы любят повторять фразу, ставшую для них хрестоматийной: "Христос победил потому, что Спартак потерпел поражение". Эту фразу они переписывают друг у друга, иногда  с указанием, а иногда без указания источников. Но что бы произошло, если бы победил Спартак, что бы изменилось в государственной структуре? Вероятнее всего была бы уничтожена римская аристократия и интеллигенция, появилась бы новая общественная элита из вчерашних гладиаторов, установилась бы династия фракийцев, а рабство осталось таким же или стало бы еще более жестоким

Христианство декларативно не отменило рабства, но уничтожило его корни. Античный мир в лице своих самых выдающихся представителей, Платона и Аристотеля, признавал рабство необходимым институтом государства и естественной формой социальной жизни. Учение Христа провозгласило равное достоинство раба и его господина. Оно лишило рабство какого-либо морального оправдания. Рабство исторически еще продолжало существовать, но уже как уродливая форма общественных отношений, как болезненный нарост на теле человечества. Христианство произнесло приговор рабству, и не его вина, если этот приговор не сразу был понят и исполнен.

Святой Дух назван "Утешителем". Все люди жаждут счастья, но каждый понимает и ищет его по-своему; большей частью во внешнем и проходящем, в мертвой материи, там его нет. Поэтому люди несчастны, а история человечества трагична. Человек хочет найти счастье в удовлетворении своих стремлений (утверждении себя) и страстей, иногда грубо чувственных, иногда утонченных и опоэтизированных, но душа, едва достигнув желаемого, ощущает пустоту и разочарование. "Это не то, что я ожидала",- говорит она. Только Бог, создавший из небытия человека, может заполнить Собой бездну его сердца и даровать Свой мир и покой.

В день Пятидесятницы Дух Святой основал христианскую Церковь. Древние и новые теософа говорят, что христианство - один из многих путей к Богу. Но Христос сказал: "Никто не приходит к Отцу, как только через Меня." В других религиях есть захватывающие мистерии, феерический блеск мысли, призраки иных высот и глубин, в них даже можно найти изречения, вроде бы схожие с евангельскими (чаще всего заимствованные из них), но там нет Христа, Божественного Логоса и Духа Святого, Божественной силы.

Пятидесятница - не только начало Церкви, но и ее постоянно продолжающееся бытие, излияние Духа Святого и освещение верующих в молитвах и таинствах.

Господь основал в день Пятидесятницы Церковь на земле, чтобы человеческая душа, преображенная благодатью, стала дивно прекрасным храмом Божества во веки.

Архимандрит Рафаил (Карелин)





Комментариев нет:

Отправить комментарий