понедельник, 18 февраля 2013 г.

Готовимся к Великому Посту

Приготовление верующих к светлому дню Пасхи.

Приготовительные недели к Великому посту.

За три недели до наступления Великого поста Церковь начинает приготовлять к нему верующих особыми чтениями и песнопениями. Сообразно читаемым в воскресные дни  этих неделях Евангелиям каждая из этих недель имеет особое название. Первая из них называется Неделей о мытаре и фарисее; вторая - о блудном сыне; третья - о Страшном  суде, а также мясопустною,- потому что этою неделею оканчивается  мясоястие. Накануне в субботу, совершается поминовение всех умерших "праотцев, отцев и братий наших", почему суббота эта называется "родительскою".

Последняя приготовительная неделя называется сырною, или масляною, потому что в течение этой недели, по уставу церковному, употребление мясной пищи воспрещается, а дозволяется только употребление сыра, молока, масла и яиц.

Неделя о мытаре и фарисее
Так называется эта неделя потому, что в воскресный день этой недели читается из Евангелия притча о мытаре и фарисее (Лк. 18, 10-14, по русскому переводу)

Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей (то есть мытарь) пошел оправданным в дом свой более, ежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.Начиная с этой недели до воскресенья пятой недели поста после "Воскресение Христово видевши" поются покаянные тропари.

Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому твоему, храм носяй  телесный весь осквернен; но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию.

На спасение стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми и в лености все житие мое иждих; но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты.

Множества содеянных мною лютых помышляя окаянный, трепещу страшного дне судного, но надеяся на милость благоутробия твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей  Твоей милости


Неделя о блудном сыне

Неделя эта названа так потому, что в воскресный день этой недели читается из Евангелия притча о блудном сыне (Лк. 15, 11-32, по русскому переводу): 

У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу:отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристав к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествует хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против небе и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и перед тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И  начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.
В эту неделю, чтобы живее напомнить христианам об удалении их от Отечества Небесного и рабстве греху, Церковь после псалмов полиелейных поет 136-й псалом, петый евреями в плену вавилонском:

На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона. На вербиих посреде его обесихом органы наша. Яко тамо вопросиша ны пленшие нас о словесех песней и ведшие нас о пении: воспойте нам от песней Сионских. Како воспоем песнь Господню на земли чуждей? Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего. Помяни, Господи, сыны Едомские, в день Иерусалимль, глаголющия: истощайте до оснований его. Дщи Вавилоня окаянная, блажен иже воздала еси нам. Блажен иже имет и разбиет младенцы Твоя о камень.

Неделя мясопустная

Неделю эту Церковь посвящает напоминанию верующим о Страшном суде, и в назидание их, в воскресный день этой недели, предлагает чтение из Евангелия от Матфея (25,31-46, по русскому переводу):

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мвы видели Тебя алчущим и накормили? или жаждущим и напоили? когда мы видели Тебя странником и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали мне есть; жаждал, и вы не  напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то нек сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.
Неделя сыропустная

В эту неделю святая Церковь, как в чтениях из Священного Писания, так и в молитвах и песнопениях, разъясняет верующим, в чем состоит истинный пост и покаянием. Она установила, между прочим, обычай в воскресенье этой недели верующие прощали друг друга, кто чем кого обидел, или согрешил, почему и день этот называется прощальным.Обычай этот Церковь установила во исполнение заповеди Христовой (Мф. 5, 23-24; 6, 14-18):

Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой...

Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец Небесный, а если не будете прощать людям согрешений их, то и Отец ваш  не простит вам согрешений ваших.

Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.


В 2013 году  Неделя о мытаре и фарисее - с 11 по 24 февраля;
                      Неделя о блудном сыне -       с 25 февраля по 3 марта;
                      Неделя мясопустная   -           с 4 марта по 10 марта;
                      Неделя сыропустная и
                      Прощенное воскресенье -      с 11 марта по 17 марта.

Великий пост начинается с 18 марта, а заканчивается 5 мая.

Комментариев нет:

Отправить комментарий