пятница, 16 ноября 2012 г.

Собор Архистратига Михаила

Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале 4-го века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора. Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание.
Собор Архистратига Михаила Совершается праздник в ноябре - девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год)  - в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. Восьмой же день месяца указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют "днем восьмым", ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит "день осмый", и тогда "приидет Сын Человеческий в Славе Своей и все святии Ангелы с Ним"(Мф. 25, 31).

Архангелы из числа низшей Ангельской иерархии (Начала, Архангелы и Ангелы). Архангелы (1 Сол. 4, 16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумения воли Божией, укрепляют в людях светлую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.

Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов - по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.

Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (в переводе с еврейского - "кто как Бог") - верный служитель Божий, ибо он низринул с неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. А к остальным Ангельским Силам он воскликнул: "Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!" По Церковному преданию, запечатленному в службе Архистратигу Михаилу, он принимал участие во многих ветхозаветных событиях. Во время выхода израильтян из Египта он предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью. Через него явилась Сила Господня, уничтожившая египтян и фараона, преследовавших израильтян. Архистратиг Михаил защищал Израиль во всех бедствиях.

Он явился Иисусу Навину и открыл волю Господа на взятие Иерехона (Нав. 5, 13 - 16). Сила Великого Архистратига Божия явилась в уничтожении 185 тысяч воинов Ассирийского царя Сеннахирима (4 Цар. 19, 35), в поражении нечестивого вождя Антиохова Илиодора и в ограждении от огня трех святых отроков - Анании, Азарии и Мисаила, брошенных в печь на сожжение за отказ поклониться идолу. (Дан. 3, 92-95)

По воле Божией Архистратиг перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, в рове со львами заключенному (кондак акафиста, 8).

Архангел Михаил запретил диаволу явить иудеям тело святого пророка Моисея для обожения (Иуд. 1, 9).

Святой Архангел Михаил явил свою силу, когда он чудесно спас отрока, брошенного грабителями в море с камнем на шее у берегов Афона (Афонский Патерик).

С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. В Волокаламском Патерике приводится рассказ преподобного Пафнутия Боровского со слов татарских баскаков о чудесном спасении Новгорода Великого от нашествия агарянского царя Батыя, которому явился Архистратиг Михаил по велению Богородицы и запретил ему осаду Великого Новгорода.

Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным  под предводительством Архистратига. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях. Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. В древнем Киеве сразу после приятия христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Архангельские соборы стоят в Смоленске, Нижнем Новгороде, Старице, монастырь в Великом Устюге (нач. 13 века), собор в Свияже. Не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу. Один из главнейших храмов Москвы - храм-усыпальница в Кремле - посвящен ему.

Многочисленны и прекрасны иконы Чиноначальника Вышних Сил и его Собора. Одна из них - икона "Благословенное воинство" - написана для Успенского собора Московского Кремля, где святые воины - князья русские - изображены под предводительством Архистратига Михаила.

На новомазаной иконе "Чернобыльский Спас" Пресвятая Богородица стоит по правую руку Спасителя Иисуса Христа, а по левую руку Господа - Архангел Михаил.

Из Священного Писания и Священного Предания известны также Архангелы: Гавриил - крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества (Дан. 8,16, Лк. 1, 26); Рафаил - врачевание Божие, целитель человеческих недугов (Тов. 3, 16; Тов. 12, 15); Уриил - огонь или свет Божий, просветитель (3 Езд.5, 16); Егудиил - славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаяниях им за подвиги; Варахиил - раздаятель благословения Божия на добрые дела, испрашивающий людям милости Божии; Иеремиил - возвышение к Богу (3 Езд. 4, 36).

На иконах Архангелы изображаются в соответствии с родом их служения:
Михаил - попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой - копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест.

Гавриил - с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящим фонарем в правой руке и с зеркалом из ясписа - в левой.

Рафаил - держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой  ведет Товию, несущего рыбу.

Уриил - в поднятой правой руке держит обнаженный меч на уровне груди, в опущенной левой - "пламень огненный".

Селафиил - в молитвенном положении, смотрящим вниз, руки сложены на груди.

Иегудиил - в деснице (в правой руке) держит золотой венец, в шуйце (в левой руке) - бич из трех красных или черных вервий.

Варахиил - в одежде, украшенной множеством розовых цветов.

Иеремиил - держит в руке весы.

Написано по материалам Православного Календаря на сайте Православие. RU

Комментариев нет:

Отправить комментарий